Упражнения для самостоятельного творчества

Упражнение 1. Изучаем гжельские орнаменты

Внимательно рассмотрите орнаменты на рисунке. Выделите характерные детали гжельских орнаментов – линии, точки, капельки, усики, решетки, цветы.

Возьмите синюю гуашь или акварель, лист белой плотной бумаги и круглые беличьи кисти (большие №10-12, средние №6-8, маленькие №2-4). Попробуйте повторить орнамент или придумать свой.

Упражнение 2. Кольца для салфеток

Рассмотрите узоры на образцах колец для салфеток. Нарисуйте свои орнаменты на двух полосах, соблюдая одинаковое расстояние между элементами узора.

Когда краски высохнут, вырежьте расписанные полосы и склейте так, чтобы получились кольца.

Упражнение 3. «Гжельская птица»

Хочешь научиться знаменитой гжельской росписи и своими руками создать один из популярных гжельских сюжетов «Гжельская птица»? Самое главное в гжельской росписи – научиться правильно делать рисунок кобальтом. Приготовь лист чертежной бумаги, гуашь цвета ультрамарин, стеклянную палитру для растирания красок, круглые кисти беличьи номер 1, 2, 3, 6 и 8, металлический шпатель и воду.

1. Выложи на палитру немного гуаши. Добавь воды. Теперь нужно тщательно растереть краску на палитре шпателем, чтобы получилась однородная масса вроде сметаны, но не слишком жидкой.

2. Возьми кисть № 8, немного смочи ее воде, отожми лишнюю воду о край банки. Расправь кисть на чистой стороне палитры, чтобы она стала плоской («лопаткой»). Набери краску на одну сторону кисти. Краску нужно набирать круговыми, плавными движениями, каждый раз захватывая все больше краски.
Научись делать мазок с тенью такие мазки встречаются в гжельской росписи очень часто. Держи руку над бумагой, мизинец должен опираться на бумагу. Начинай мазок, прижимая кисть к бумаге сначала кончиком, двигай кисть к себе, в середине мазка нажимай сильнее, а в конце мазка плавно поднимай кисть, поворачивая ее вдоль мазка. шаг3
3. Сделай первый изогнутый («серповидный») мазок с тенью на внешней стороне это будет туловище («тулово») сказочной птицы.
4. Короткими мазками с тенью сделай основания для крыльев.
Ноги (бедра) сделай каплевидными, темными.
Научись делать волнообразный мазок. Такой мазок делается не просто ровным или серповидным движением, а волнообразными движениями пальцев, причем к концу мазка «волны» становятся меньше и ты постепенно поднимаешь кисть от бумаги, чтобы мазок становился тоньше.
5. Сделай хвост птицы. Один мазок ровный, под ним идут волнообразные мазки.
6. Теперь нужно сделать оперение крыла, для этого возьми кисть № 6. Делай чуть волнистые мазки, они должны становиться тоньше по направлению к тулову птицы.
7. Теперь нужно сделать перья темнее. Возьми кисть № 3 с длинным заостренным концом, набири краску на всю рабочую часть кисти. Делай однотонные мазки-«капельки» («ляпочки»), опуская кисть на бумагу плашмя.
8. Самой тонкой кистью № 1 сделай маленькие перышки, глазки и завитки возле головы и хвоста птицы.
9. Птица готова!

Упражнение 4. «Гжельский букет»

Второй популярный сюжет гжели – «Гжельский букет». Вам снова понадобится лист чертежной бумаги, гуашь цвета ультрамарин, стеклянная палитра, круглые кисти беличьи номер 1, 2, 3, 6 и 8, металлический шпатель и вода.

1. Возьми кисть № 8, набери краску на одну сторону кисти для серповидного мазка. Сделай основание самого крупного цветка гжельской розы полукруглый теневой серповидный мазок. Начиная мазок, постепенно приближай кисть к бумаге. Пальцы должны очертить полукруг сначала легкое прикосновение, затем сильный нажим, затем кисть плавно поднимается.
2. Легкими, волнообразными мазками сделай лепестки розы. Лепестки должны сходиться в одну точку к основанию цветка.
3. Сделай волнообразную «шапку» розы.
4. Сделай однотонные бледные мазки подмалевок. Для этого сильно разбавь краску на палитре водой. Подмалевок делай кистью № б.
5. Чтобы написать листочки, набери краску на одну сторону кисти. Делай листочки короткими мазками «елочкой». Тень мазка должна быть снаружи, на левой половине листа слева, на правой справа. Сторону «лопатки» кисти с краской поворачивай к внешней стороне листа, чтобы там получалась тень.
6. Короткими прикосновениями кисти сделай лепестки флокса.
7. Набери краску на всю рабочую поверхность тонкой длинной кисти № 2. Сделай прожилки у листочков и веточки. Должны получаться линии с нажимом у основания и более тонкие к концу.
8. Кистью № 6 с острым кончиком сделай «капельки» («ляпочки»), нажимая кистью на поверхность бумаги. У основания веточек делай более «жирные» капельки, к концу мельче и мельче («елочка»).
9. Тонкой кистью с тупым концом сделай «тычинки» («веснушки») в центре розы. Тонкой кистью № 1 сделай «усики» («вилюшки», «пружинки»).

Роспись на фарфоре

Для росписи на фарфоре нужна не обычная гуашь, а черная керамическая краска кобальт. По глиняному черепку труднее писать, потому что он хорошо впитывает воду и имеет закругленную поверхность.
10. Чтобы расписать фарфоровую вазу, выложи керамическую краску на стеклянную палитру, добавь воду и растирай краску шпателем, плотно прижимая его к стеклу всей рабочей поверхностью, круговыми движениями до состояния жидкой сметаны.
11. Простым карандашом перенеси основные контуры букета с эскиза на тулово вазы.
12. Повтори шаг 10 первый мазок гжельской розы основание самого крупного цветка только сильнее смочи кисть в воде. Мазок нужно делать уверенно и без остановки, потому что черепок быстро впитывает воду с кисти. Придерживай вазу за горловину и поворачивай.
13. Продолжай переносить детали рисунка с эскиза на поверхность вазы.
14. Сделай «завитушки».
15. Сделай «реснички».
16. Сделай «усики».
17. Сделай «капельки».
18. Сделай «елочку».
19. Кистью № 4 с закругленным (подрезанным) кончиком сделай «тычинки».
20. Тулово вазы расписано! Теперь нужно расписать ее «плечики».
21. Поставь вазу на турнетку это специальный металлический крутящийся столик. Столик нужно раскрутить так, чтобы он делал один оборот в две–три секунды. Карандашом нанеси контуры орнамента на «плечиках» и «горле» вазы. Точно так же нужно будет раскручивать турнетку, чтобы нанести на нее отводки. Чтобы сделать отводку, нужно, раскручивая турнетку, поднести кисть с краской к вазе и плавно прижать ее к поверхности вазы. Чтобы не дрожала рука, поставь локоть на подлокотник.
22. Сделай широкую отводку с тенью.
23. Сделай еще две широкие отводки и несколько тонких.
24. Сделай сетку тонкими темными линиями.
25. На пересечении линий сетки нанеси темные точки тонкой кистью с тупым концом.
26. Каплевидными однотонными мазками сделай волнистый орнамент («поясок»).
27. Теперь нужно расписать горловину вазы. Переверни вазу и поставь на горло. Сделай широкую отводку с тенью.
28. Тонкой кистью нанеси длинные капельки («волны»), между ними нанеси темные точки.
29. Переверни вазу, сделай отводки на «ноге» вазы.
30. Подпиши свою работу, поставь год.
31. Твоя работа сделана! Эта роспись называется «подглазурной», ваза будет готова после глазуровки (нанесения стеклянной глазури) и обжига при температуре 1200–1300 градусов.